Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление образования администрации Партизанского района г. Минска

Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Минска"

Если ты мудр, будь пчелой - Si sapis, sis apis



    Психоактивные вещества или психически активные вещества (ПАВ) – это препараты, которые употребляют с целью изменения психического состояния и получения эйфории (опьянения). Они, воздействуя на мозг, центральную нервную систему, вызывают привыкание, нарушения мышления и поведения.
     При обозначении психоактивных веществ или одурманивающих, опьяняющих средств существуют терминологические сложности. Так, привычный термин «наркотик» (от греч. narkoticos - усыпляющий) оказывается узким в ситуации употребления стимуляторов, эффект от которых понятию «наркотик» прямо противоположен.
    В общемедицинской литературе употребляется термин «drug» (лекарство, средство), охватывающий и собственно наркотические вещества. Во всех областях знаний используются термины «addiction» - пристрастие и «addict» - наркоман, токсикоман, алкоголик без разграничения. На данном основании употребление психоактивных веществ общепринято называть как аддиктивное поведение или зависимое, имеется в виду поведение, формирующее у индивида зависимость от наркотиков, алкоголя.
     Зависимое поведение включается в более широкое понятие девиантное поведение, что означает – отклоняющееся от норм и правил, установленных обществом. Правонарушения подростков и молодых людей определяется как делинквентное поведение, которое как и аддиктивное, является проявлением девиантного поведения, но наказание устанавливается юридическими законами.
     Следовательно, в строгом смысле слова, наркотиками можно называть лишь незначительную долю препаратов, используемых для одурманивания. Вместе с тем в фармакологии к психоактивным веществам относят вещества, вызывающие пристрастие, в том числе алкоголь и табак в силу их эйфорического воздействия на психику. Юридически критериями признания вещества психоактивным или наркотиком, прежде всего, служат социальная опасность и криминогенность.
     Только те вещества и препараты, используемые для злоупотребления, определены юрисдикцией как наркотики, которые распространены в нелегальном производстве и торговле, поэтому алкоголь, табак юрисдикция наркотиками не считает.
     Несмотря на терминологические разногласия, в общемедицинской и психологической практике термины «психоактивные вещества» и «наркотические вещества» приравниваются.
Видео о людях, которые употребляют алкоголь и наркотики

Профилактика зависимости от психоактивных веществ в гимназии среди учащихся и педагогов проводится в рамках предоставления объективной информации о действии химических веществ на организм;  ориентации на способность делать собственный выбор;   предоставления возможности усвоить определенные поведенческие навыки, способствующие здоровому образу жизни.
Важно также использовать социально-поддерживающие ресурсы семьи, обучать родителей по специальным программам, организующим более эффективное функционирование семьи.
С целью формирования навыков отрицательного отношения учащихся к алкоголю и наркотикам, с целью профилактики употребления психоактивных веществ в гимназии проводятся тренинговые занятия, акции, флеш-мобы, а также классные часы в рамках Декады по профилактике употребления ПАВ.
 
Грамотная профилактическая работа состоит из трех обязательных компонентов.
1. Образовательный компонент включает: знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости; принятие концепции болезни наркомании и понимание последствий, к которым приводит зависимость от психоактивных веществ; знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, мотивации поведения и волевого самоуправления.
2. Психологический компонент включает развитие психологических особенности личности, установок, способствующих негативному отношению к психоактивным веществам.
3. Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации учащегося, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.
Основные причины наркомании кроются в социальных условиях и невнимательности родителей, но каждый случай индивидуален. Среди основных причин наркомании можно выделить:
·         Внутренние проблемы (неприятности, социальное неравенство, непонимание в семье)
·  Любопытство (многие думают, что это модно, или хотя бы раз в жизни нужно все попробовать)
·         Поиски новых ощущений
·         Пример друзей
·         Протест против сложившихся обстоятельств
·         Желание самоутвердиться и казаться взрослее
·         Доступность приобретения наркотиков
 
Первые признаки употребления ПАВ:
- Исчезновение денег или ценностей из дома
- Увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы
- Необычные, ранее неизвестные вам порошки, капсулы, таблетки, почтовые марки
- Фольга, иглы и шприцы, обычные ложки
- Неожиданные перемены настроения от активности к пассивности, от радости к унынию, от оживленного состояния к вялому и инертному
- Необычные реакции, например раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная раскованность и болтливость
- Необычный аппетит, потеря аппетита и снижение веса
- Потеря интереса к вещам, которые раньше были для подростка важными – к хобби, учебе, спорту, друзьям
- Резкое изменение круга друзей
- Немотивированные, нехарактерные приступы сонливости
- Необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде
- Появление скрытности в поведении
- Лживость, прогуливание занятий или беспричинное снижение успеваемости в школе
- Невнятная речь
 
Рекомендации родителям
 
·         Изучить сигналы опасности, чтобы знать как увидеть беду и знать куда обратиться
·         Определить четкую позицию против любого вида наркотика
·         Стать для ребенка образцом поведения, чтобы слово не расходилось с делом
·         Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы
·         Поощрять участие детей в конструктивных начинаниях
·         Формировать в ребенке независимость, ответственность, самоуважение
·         Быть всегда готовым помочь и чужим детям
·         Поддерживать детей в желании пригласить в дом друзей
·         Познакомиться с родителями друзей своего ребенка
·         Узнать как можно больше о наркотиках
 
Куда можно обратиться:
 
1)      ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР (ГКНД)
 Адрес: Минск, ул. Гастелло, д. 16
Телефон справки: +375 17 237-37-01
 
2)      Учреждение здравоохранения «Городской клинический наркологический диспансер» г. Минска
Отделение дневного пребывания для подростков с реабилитационной мультидисциплинарной бригадой: подростковый врач-нарколог, психотерапевт, психолог, специалист по социальной работе. (г. Минск, ул. Маяковского, 162) Заведующий - Шпаковская Людмила Аликовна, тел. 2239412.

Меню раздела

Схема проезда

Разработка: melnikov.edu.by